Ректор МАМИ и его железный хлеб
«Диссернет» предполагает, что с текстом чужой диссертации совпадают не только 76 страниц работы ректора Николаенко, но и схема (полученная, как пишет автор, «в результате проведенного исследования»), в которой полслова дописано от руки. |
В среду, 22 октября, состоялось заседание диссертационного совета 212.140.03 при Московском государственном машиностроительном университете. На нем разбирали заявление «Диссернета» о лишении ученой степени депутата Мосгордумы Александра Сметанова, который и сам является членом этого диссовета. Диссовет, по сути, решил, что 144 страницы совпадений с чужими работами без ссылок на них — это законно; что требования авторского характера работы и ее единоличного написания неприменимы к работам лиц, внесших существенный вклад в повышение обороноспособности страны (Сметанов — директор оборонного НПП «Сапфир»); и что лица без ученой степени вообще не имеют права высказываться на тему плагиата в чужих работах.
Начиная масштабную кампанию по опротестовыванию фальшивых диссертаций, «Диссернет» не мог и предположить, насколько у диссерорезов высоки понятия о профессиональной чести и прекрасно поставлено гарантийное обслуживание продукта. Вот купили вы пылесос — на него дается год гарантии, на ноутбук — два года гарантии, а диссертация, защищенная после 1 января 2011 года, согласно нынешним нормам, находится под гарантией диссовета десять лет, после чего, благодаря диссертационной амнистии, переходит из бренного и разрушимого мира в мир вечного нетленного бытия.
В этой связи чрезвычайно интересны профессиональные и этические качества лиц, осуществляющих гарантийное обслуживание диссертаций. Вот мы и заглянули в базу данных «Диссернета» и нашли там несколько жемчужин.
Член указанного диссовета 212.140.03 профессор Владимир Дмитриевич Грибов был оппонентом трех «раскрашенных» работ. В работе Павла Аркатова 2006 года профессор Грибов не заметил 49 страниц, как можно судить, чужого текста. Не заметил Грибов и то, что диссертация Ольги Денисовой 2011 года была скорее похожа на компиляцию из чужих работ объемом в 120 страниц. Также профессор Грибов не заметил, что диссертация Татьяны Колмыковой, которой он оппонировал, по крайней мере на четверть, по нашему мнению, совпадает с написанной десятью годами ранее неким Кендебаем Шаймухамбетовым.
Поглядели мы и на диссертацию официального оппонента Сметанова, профессора Александра Петровича Аксенова. С текстами более ранних чужих работ, по оценке «Диссернета», совпали 245 страниц!
Однако настоящим бриллиантом являются обе диссертации председателя диссовета 212.140.03, ректора МАМИ Андрея Владимировича Николаенко. Официальная биография утверждает, что в 2006 году Николаенко защитил диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук. Защитить-то он ее защитил. Правда, как нам кажется, не свою, а некоей Сидоровниной Ирины Анатольевны, уже защищенную в 2000 году. Впрочем, нельзя сказать, что ректор просто взял и списал чужой труд.Если один депутат Госдумы взял диссертацию про «мясо» и заменил это слово на «шоколад», не поменяв более ничего на 160 страницах, то в работе ректора Николаенко «1995—1996 гг.» в данных анкетирования становятся «2003—2005 гг.»; «Новосибирск» и компании «ОАО «Хлебокомбинат Восход» («А»), «ОАО НПК Информсервис» («B»), «ООО Стройинтерьер» («С») превращаются соответственно в «Москву» и компании «ММПП «Салют», «ОАО «МИЗ» и «ООО «Шаттдекор». При этом все численные данные остались, как правило, теми же самыми — даже до третьего знака после запятой.
Данные 1995—1996 гг., полученные по хлебокомбинату «Восход» (Новосибирск), выдаются за данные, полученные якобы по машиностроительному производственному предприятию «Салют» (Москва) в 2003—2005 гг. То есть одним движением мышки хлеб превращается в машины. Кажется, последний раз аналогичный опыт превращения камней в хлеб предлагал поставить Сатана в иудейской пустыне в 27 г. н.э. (Лк. 4:3).
Не менее восхитительно и обращение Николаенко с иллюстративным материалом. Например, на стр. 68 он помещает рисунок,удивительно похожий на рисунок со стр. 84 работы Сидоровниной, где часть слова «активист» не пропечаталась и была дописана от руки…
«Диссернет» призывает Андрея Владимировича Николаенко проявить мужество, добровольно сложить с себя ученую степень кандидата наук, а может быть, даже подать прошение об отставке с должности ректора.
От редакции:
«Новая газета» направила запрос Андрею Владимировичу Николаенко и готова опубликовать его точку зрения.